О достойномъ прохожденіи своего званія (Ефес. 4, 1-5).
tauszev

Николай (Зіоровъ), архіеп. Варшавскій и Привисленскій (†1915 г.)

Поученіе въ недѣлю двадцать пятую по Пятидесятницѣ.
О достойномъ прохожденіи своего званія (Ефес. 4, 1-5).
Въ нынѣ чтенномъ посланіи къ Ефесянамъ, св. Ап. Павелъ увѣщеваетъ христіанъ Ефесскихъ, а вмѣстѣ съ ними и насъ всѣхъ — къ достойному прохожденію того званія, въ какое мы призваны, указывая при этомъ какъ способъ совершенія этого, такъ и побужденія къ этому... Остановимся же мыслію своею на семъ предметѣ и постараемся провѣрить самихъ себя, насколько мы соотвѣтствуемъ своею жизнію тому званію, въ которомъ обрѣтаемся.
Братіе, молю азъ юзникъ о Господѣ, достойно ходити званія, въ неже звани бысте, — такъ начинаетъ апостолъ свое увѣщаніе...Молю, говоритъ апостолъ, — а это значитъ больше, чѣмъ предлагаю, совѣтую, заповѣдую, прошу; молю: въ этомъ словѣ слышится болѣе чѣмъ простое увѣщаніе, — это рѣчь любвеобильнѣйшаго отца къ своимъ дѣтямъ, которыхъ онъ родилъ духовно...Азъ юзникъ, т. е. апостолъ пишетъ изъ темницы, изъ узъ, въ которыхъ онъ находился въ Римѣ, — пишетъ не задолго предъ своею смертію. Изъ этого видно, что любовь не ограничивается ни пространствомъ ни временемъ, и апостолъ, отсутствуя тѣломъ отъ Ефеса, духомъ своимъ, любовію своею, всегда былъ со всѣми своими присными. Какой внушительный примѣръ и для насъ всѣхъ — архипастырей и пастырей, которымъ вручены души людей! Молю васъ достойно ходити званія, въ неже звани бысте. Это, безъ сомнѣнія, о званіи христіанскомъ говоритъ апостолъ... Называться христіаниномъ и быть таковымъ — это не одно и тоже, и разстояніе между номинальнымъ только христіаниномъ и таковымъ въ дѣйствительности очень и очень не малое. Чтобы быть истиннымъ христіаниномъ, надобно во всемъ уподобиться Христу... По звавшему вы Святому и сами святи во всемъ житіи будите, говоритъ ап. Петръ; зане писано есть: святи будите, яко Азъ святъ есмь (1 Петр. 1, 15-16). — Святость состоитъ въ чистотѣ не только тѣла, но и духа: тотъ святой, кто и мыслитъ, и чувствуетъ, и говоритъ, и дѣйствуетъ безъ грѣховныхъ наклонностей; у кого похоть плоти, похоть очесъ и гордость житейская перестали господствовать, въ комъ блудъ и всяка нечистота и лихоимство ниже именуются (Ефес. 5, 3), для кого чужды: зависти, убійства, піянства, безчинные клики и подобная симъ (Гал. 5, 21).
Въ истинномъ христіанинѣ не можетъ быть гордости и высокомѣрія; напротивъ, онъ долженъ быть всегда исполненъ смиренномудрія и кротости, долготернѣнія и любви къ ближнимъ. Смиренный и кроткій человѣкъ не мститъ никогда за свои обиды, не раздражается; онъ терпитъ и вся покрываетъ любовію; онъ стремится со всѣми быть въ мирѣ и согласіи, въ единеніи духа. Побужденіемъ къ такому поведенію для христіанина служитъ первѣе всего образъ самого Христа Спасителя, Который, смиривъ Себя, послушливъ былъ до самыя смерти, смерти же крестныя, — Который трости сокрушены не преломи и огня дымящагося не угаси; Который укоряемъ не прещаше... Далѣе, — къ тому должно побуждать его единство вѣры, единство крещенія, общее всѣмъ сыновство Богу, или братство во Христѣ... Какъ въ организмѣ человѣка, — пока всѣ члены дѣйствуютъ нормально, въ согласіи, подъ управленіемъ духа, — и все состояніе организма бываетъ нормально; такъ точно и въ организмѣ церкви, — пока всѣ члены живутъ въ единствѣ сознанія, въ единствѣ вѣры, любви и упованія и всѣ дѣйствуютъ согласно начертаннымъ имъ законамъ, то для всѣхъ вообще и для каждаго въ частности можетъ быть болѣе удобствъ къ достиженію нравственнаго совершенства.
Итакъ, всѣ мы христіане, чтобы быть Xристовыми, а не Веліаровыми, должны жить и дѣйствовать во Христѣ, по Его заповѣдямъ: Аще любите Мя, заповѣди Моя соблюдите. Но, братіе, кромѣ этого, общаго всѣмъ званія христіанъ, есть еще не мало и другихъ званій, особыхъ, частныхъ, какъ въ церкви Божіей, такъ и въ обществѣ гражданскомъ...
Есть званія пастырей и учителей, званіе начальствующихъ и подчиненныхъ, отцовъ и матерей, братьевъ и сестеръ, воина и врача, и пр. и пр. Посему, кто въ какомъ званіи, кромѣ общаго всѣмъ званія — христіанина, призванъ жить и служить, пусть живетъ и дѣйствуетъ достойно этого званія, т. е., по чувству долга и чести, согласно закону Божескому и человѣческому... Если ты строитель таинъ Божіихъ, то приступай со страхомъ и трепетомъ къ своему служенію, помня, чтопроклятъ всякъ творяй дѣло Божіе съ небреженіемъ. Если ты только простой чтецъ, то читая помни, что ты возвѣщаешь глаголы живота вѣчнаго, а не свои собственные и не для себя только, но и для спасенія другихъ, — а посему, не будь небреженъ въ семъ дѣлѣ; а если ты пѣвецъ, то пой Богу разумно, — не употребляй безчинныхъ воплей и козлогласованія; если ты отецъ, или мать, — служи для дѣтей своихъ словомъ, житіемъ и примѣромъ въ христіанской жизни, а не наоборотъ, т. е., не будь для нихъ соблазномъ; врачъ-ли ты, — врачуй не по деньгамъ только и не для денегъ, но и по любви къ человѣку, — и за совѣсть... Всѣ же помните, что кому много дано, съ того много и взыщется, а кому мало дано, съ того и меньше взыщется, — и что державнымъ предстоитъ испытаніе великое...
Священническое служеніе самое высокое на землѣ; но за то и отвѣтственность за него самая большая. Когда авву Амоса сдѣлали епископомъ Іерусалимскимъ и многіе иноки пришли привѣтствовать его съ этимъ званіемъ, онъ, облобызавъ ихъ, сказалъ имъ: «Молитесь за меня грѣшнаго, непрестанно молитесь, отцы и братіе! Великое и тяжкое бремя возложено на меня и ужасаютъ меня подвиги старѣйшинства. Я читалъ гдѣ-то, что Левъ, первый наставникъ Римскій, 40 дней пробылъ въ церкви въ молитвѣ и постѣ, и слезно просилъ Бога, да проститъ согрѣшенія его! Наконецъ услышалъ гласъ: "Господь отпустилъ всѣ грѣхи твои, кромѣ тѣхъ, которые касаются до обязанностей, возложенныхъ на тебя рукоположеніемъ. О семъ единомъ истязанъ будешь"» (изъ кн. Училище благочестія, изд. 16-ое, С.-Петерб. 1889 года, стр. 46).
Итакъ, молю и азъ васъ, братіе, вашъ Архипастырь, достойно ходити занія, въ неже звани бысте. Покажите вѣру вашу не отъ словъ вашихъ, и не отъ имени своего, а отъ дѣлъ своихъ. — Аминь.
7-го Ноября 1893 года. г. С. Франциско.    

Проповѣди Преосвященнаго Николая, Епископа Алеутскаго и Аляскинскаго. Нью-Іоркъ: Типографія «Православнаго А. Вѣстника», 1897. С. 311-315.
http://slovo.russportal.ru/index.php?id=alphabet.n.nicholas03_153

О чтении Святых Отцов: "беседа и знакомство со святыми сообщают святость"
tauszev
ikona.JPG

Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом — много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником — много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость. «С праведным Ты поступишь праведно, и с мужем невинным по невинности его, с избранным будешь поступать, как с избранным» (Пс. 17:26-27).
Отныне во время краткой земной жизни, которую Писание не назвало даже жизнью, а странствованием, познакомься со святыми. Ты хочешь принадлежать на небе к их обществу, хочешь быть участником их блаженства? Отныне вступи в общение с ними. Когда выйдешь из храмины тела, они примут тебя к себе как своего знакомого, как своего друга (см. Лк. 16:9).
Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели (см. 1 Кор. 1:10).
Где единомыслие, там непременно и единодушие, там непременно одна цель, одинаковый успех в достижении цели.
Усвой себе мысли и дух святых отцов чтением их писаний. Святые отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым отцам, ты спасешься.
Небо приняло в свои блаженные недра святых отцов. Этим оно засвидетельствовало, что мысли, чувствования, деяния святых отцов благоугодны ему. Святые отцы изложили свои мысли, свое сердце, образ своих действий в своих писаниях. Значит, какое верное руководство к небу, засвидетельствованное самим небом, — писания отцов.
Писания св. Отцов все составлены по внушению или под влиянием Св. Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующейся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Св. Духа. Все воды земли стекаются в океаны, и, может быть, океан служил началом для всех вод земных. Писания Отцов соединяются все в Евангелии; все клонятся к тому, чтобы научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа; всех их и источник и конец — святое Евангелие.
Св. Отцы научают, как приступить к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением св. Отцов. Когда же они научать тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие.
Не сочти для себя достаточным чтения одного Евангелия, без чтения св. Отцов. Это — мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию св. Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний. Многие, все отвергшее безумно, кичливо св. Отцов, приступившие непосредственно, с слепою дерзостью, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, впали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает к себе одних смиренных.
Чтение писаний отеческих — родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Св. Писания, вере правой, жительству но заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, словом сказать, — спасению и христианскому совершенству.
Чтение отеческих писаний, из-за уменьшения Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства. Книги св. Отцов, по выражению одного из них, подобны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки. Опять: — эти книги подобны богатому собранно врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство. Говорил св. Епифаний Кипрский: «Один взор на священныя книги возбуждает к благочестивой жизни».
Чтение св. Отцов должно быть тщательное, внимательное и постоянное: невидимый враг наш, ненавидящий глас утверждения (Притч. 11, 15), ненавидит в особенности, когда этот глас исходит от св. Отцов. Этот глас обличает козни нашего врага, его лукавство, открывает его сети, его образ действий; и потому враг вооружается против чтения Отцов различными гордыми и хульными помыслами, старается ввергнуть человека в суетные попечения, чтобы отвлечь его от спасительного чтения, борет его унынием, скукою, забывчивостью. Из этой брани против чтения св. Отцов мы должны заключить, как спасительно для нас оружие столь ненавидимое врагом. Усильно заботится враг о том, чтобы исторгнуть его из рук наших.
Каждый избери для себя чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает Отцов, написавших о безмолвии: инок, живущий в общежитии, — Отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира — св. Отцов, произнесших Свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях Отцов.
Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе, будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самим делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем, мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Св. Писания и св. Отцов, легко можно уклониться с спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими. Аминь.
Еп. Игнатий Брянчанинов
Вечное / «L'Éternel». Православный журнал. №2. Аньер (Франция), 1948. С. 2-4.

ВТОРОГО ЖЕ КРЕЩЕНИЯ НЕТ, ИБО ХРИСТИАНСКИМ КРЕЩЕНИЕМ МЫ ТОЛЬКО РАЗ КРЕСТИМЫ.
tauszev



Иоанн VI Кантакузин в одеждах императора и монаха

Из Беседы с папским легатом

11. Если же будет не так, как я сейчас советую, а так, как безрассудно в данный момент ты стараешься, чтобы было, то не только не произойдет объединения, но и начнется еще худший, чем прежде, раскол. А ведь этот церковный раскол уже дошел до такой чудовищности, что некоторые из ваших вздумали крестить заново людей, принадлежащих к нашей церкви: ведь венгерский король делает это безбоязненно и уже перекрестил многих, в том числе и сына болгарского царя Александра [1], как будто наше крещение недействительно! Что пользы перечислять поименно?!

Самого императора, моего сына, когда он там находился и просил у короля помощи против нечестивых, и сам король, и его мать [2], и их вельможи настойчиво пытались окрестить заново вместе со свитой, заявляя: "В ином случае, если ты сначала этого не сделаешь, мы не сможем оказать тебе помощи!"

12. И, наконец, подумай, какая нелепость: ведь, будучи перекрещен из нашей веры, человек оказывается полностью отверженным и лишенным первого крещения, второго же крещения нет, ибо христианским крещением мы только раз крестимы; такой человек поневоле становится безбожным, ибо ясно, что кто не имеет крещения, не имеет и Бога. И ясно, как мы сказали выше, что те, кто поступает так, вместо того, чтобы быть нашими друзьями, братьями и соучастниками в духовном теле Христа, становятся нашими врагами — и не только в отношении тел и добра, но и по отношению к самим душам, а это, как мы сказали вначале, — характерная особенность нечестивых!

Император Иоанн Кантакузин. Беседа с папским легатом, 11-12. // Диалог с иудеем, Предисл., пер. с греч. и коммент.: Г.М. Прохоров, СПб. 2008, c. 44-45.


[1] ...венгерский король... царя Александра. — За год до этого венгерский король Людовик Великий перекрестил, заставил принять римско-католическое крещение захваченного им в плен в Видине Страцимира, сына болгарского царя Александра.

[2] ...его мать. — Елизавета Польская. Речь идет о визите в Венгрию в 1366 г. с просьбой к Людовику Великому о помощи византийского императора Иоанна V Палеолога.


Одна только Церковь Христова, христианская Церковь, враждебна [лукавому] змию и воюет против него
tauszev
Вопрос 70. Почему сатана не произвел столь много всяких ересей и расколов в [какой- либо] другой вере, кроме веры христианской?
Ответ
1. Потому что все остальные веры неверующих любезны диаволу и для него нет никакого смысла воевать с ними, кроме веры Христовой, как [той веры, которая] противоположна [ему], часто сражается с ним и ниспровергает его[1].
2. А то, что это действительно так, узнай из следующего. До Пришествия Христа не было на земле никакого другого благочестивого народа помимо Израиля, и сатана никогда не разделял никакой другой народ, кроме него, а поэтому враждовали [в нем] племена, разделялись царства иудеев, часто они воевали друг с другом, и среди них имелось бесчисленное множество вер и разномыслий. И если бы они, впадая в разномыслия и раскалываясь между собой, сражались бы ради [веры] в Бога! [Но беда в том, что] они воевали и из-за идолов, как то можно узнать из Книг Царств (см. 3 Цар. 12:26 30) и из пророческих книг. Поэтому и говорит Иеремия, что у Израиля имелись боги по числу городов (см. Иер. 2:28; 11:13), так же как имелось множество разномыслий и разделений, [присущих] суеверию.
3. Поэтому как ныне, так и тогда сатана разделял благочестивый народ Израиля на множество вер, хотя каждый нечестивый народ имел одну [ложную] веру.
Преп. Анастасий Синаит, Вопросы и ответы, Пер. с греч., вступ. статья и коммент. А.И. Сидорова, М. 2015. C. 227-228.

Вопрос 71. Почему Бог попускает диаволу всяческим образом вести брань с людьми, а не уничтожает его?
Ответ
Если не появляется враг, то и не проявляются испытанные воины и [подлинные] друзья царя; если нет сражения и борьбы, то нет и победы и не раздаются [победителям] венки и награды.   
Преп. Анастасий Синаит, Вопросы и ответы, Пер. с греч., вступ. статья и коммент. А.И. Сидорова, М. 2015. C. 229.




[1] В примечании издания Й. Мунитица приводится греческий текст (по одной рукописи) из сочинения «Шестоднев», приписываемого преп. Анастасию Синаиту (оно только недавно было издано в греческом оригинале, а до этого известно было только в латинском переводе). Этот текст гласит: «Одна только Церковь Христова, христианская Церковь, враждебна [лукавому] змию и воюет против него. Все «же прочие религии (θρησκεῖαι) и веры народов, иудеев и варваров, [существующие] в мире, дружественны, [мирно] уживаются с диаволом-змием, сопряжены с ним и суть свойственники его».

Если еретики спросят меня о вере...
tauszev
Вопрос 68. Если еретики спросят меня о вере, а я не знаю, [как правильно в слове] изложить догмат, то что мне делать?
Ответ
Не только для тебя, незнающего, но и для тех, кому кажется, что они знают, опасно говорить, о вере[1]. А спрашивающему тебя ответь: «Я — человек простой[2], но если ты действительно ищешь истину, иди к Церкви [Православной], и там познаешь благочестивую веру».
Преп. Анастасий Синаит, Вопросы и ответы, Пер. с греч., вступ. статья и коммент. А.И. Сидорова, М. 2015. C. 223.

Вопрос 69. Стало быть, нет никакого способа, посредством которого человек мог бы опровергнуть еретика?
Ответ
1. Относительно этого послушай вкратце о собеседовании, случившимся в Александрии незадолго до нынешнего времени[3]. [Однажды] сторонники Севира, Гаяна и Варсануфия[4] собрались к некоему [мужу], простому словом, но мудрому в Господе, [повсюду] провозглашавшему веру в кафолическую Церковь, чтобы поспорить с ним.
2. И [муж тот] вопрошал: «Если царь имеет сокровищницы и дома [весьма] ценные, где совершаются необходимые тайные [государственные деяния], то кому он доверит их: людям верным ему или неверным?» Они же отвечали: «Ясно, что царь поручит такие дома наиболее верным из всех своих людей».
3. Тогда, получив такой ответ, православный [муж] говорит им: «А отсюда познайте, что нет на земле [никакой другой] веры православной, за исключением веры кафолической Церкви. Поэтому Бог доверил нам святые и нужные дома Его, в которых Он при Своем Пришествии совершал таинства Свои, то есть Назарет, Фавор, Вифлеем, Иордан, Сион, Голгофу и [храм] Вознесения. И не только их, но и Синай, а также вообще все святые места Нового и Ветхого [Заветов], которые храним мы, как принадлежащие к кафолической Церкви[5].
4. Итак, если бы мы были неправославными, а вы — православными, то Бог поступил неправильно, вверив нам все святые места Свои. Если же вы скажете, что мы обладаем ими по [указанию] царской власти или власти тирана, то будете изобличены как лжецы. Ибо и тогда, когда варвары овладели областью святых мест, Бoг не отнял их у нас. Правда, вы можете сказать, что на небольшое время ариане захватили святые места[6]. Однако они захватили святые места как раз [по повелению] царской и тиранической власти. Впрочем, и тогда они не могли ничего [сделать], ибо Бог [вскоре] передал эти места православным. И вот уже семьсот лет [они принадлежат нам]»[7]. Еретики, услышав такие [слова], удалились посрамленными.
Преп. Анастасий Синаит, Вопросы и ответы, Пер. с греч., вступ. статья и коммент. А.И. Сидорова, М. 2015. C. 224-226.

Вопрос 20. [Дополнительный] Если простой человек, не имеющий опыта [в произнесении] речей и [в исследовании] Священных Писаний, будет спрошен еретиком о православной вере Кафолической и Святой Церкви, то что он должен отвечать?[8]
Ответ
1. О том, что рассуждение о Боге опасно и возможно [лишь] для немногих, свидетельствует божественный апостол, говоря: «Я глаголю отчасти и отчасти знаю»[9]. Если тот, кто «восхищен был до третьего неба и в раю узнал «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 2:2-4), если такой человек, имеющий обитающего в нем Христа (см. Гал. 2:20), изрекает, что «я глаголю отчасти и отчасти знаю», то кто может сказать: «я глаголю совершенным образом и совершенным образом знаю»? Так же о том, что говорить о Боге небезопасно, высказывается и блаженный Григорий; по его словам, «мы, не знающие о том, что у нас внутри, не ведающие о виде и сущности собственной души, [а также не представляющие], какова и каким образом [она] есть, откуда и каким образом приходит и где свершает путь, тем более не способны постигнуть непостижимого, неизреченного и неисследимого по природе Бога»[10]. И извращающие [Истину] ереси, вследствие своего суетного и пустого стремления познать непостижимую глубину Божества, впали в прелесть и погибли.
2. К иудеям, эллинам и арабам слово Церкви и апология веры и Христа [должны быть] другие. А к двум ересям, добившимся ныне преобладания в Сирии, Месопотамии и Египте, то есть к введенным в заблуждение Несторием, Севиром и Иаковым[11], не знающим тонкостей догматов и Писаний, можно сказать следующее: «Всякий царь, а также [человек], обладающий властью, и владыка вверяет свои наиболее нужные покои и сокровища, разумеется, самым верным и мудрым из народа и слуг. Честные же и всесвятые покои таинств Христовых из всех святых мест на земле суть святой Назарет, святой Вифлеем, святой град Божий Иерусалим, честная Голгофа, святая гора Фавор, самая святая из всех рек — Иордан, святой Сион, священная Гефсимания, святая Масличная Гора и святая гора Синай. А теперь, как мы видим, все эти святые и прославленные места Бог вверил и даровал нашей Кафолической Церкви для прославления Его и поклонения Ему. А если бы вера Нестория, Севира, Иакова, Гайана, Феодосия или какого-либо другого из еретиков была бы более благочестивой, чем вера нашей Кафолической Церкви, то Христом эти святые Божии места были бы вручены ей».
3. Если же еретик (что вероятно) скажет, что Кафолическая Церковь обладает святыми местами благодаря царской власти и тирании, то он лжет на свою голову. Ведь некогда ариане, возобладавшие над ромеями, благодаря царской власти захватили святые места, но вскоре, спустя краткое время, Бог снова возвратил их Своей Святой, Кафолической и Православной Церкви. Ныне же, когда народы, то есть арабы, овладели всем Востоком, Палестиной и святыми местами, очевидно, что не благодаря царской власти, а благодаря Божественному Домостроительству Кафолическая Церковь обладает святыми местами. И относительно того, что по Божиему Домостроительству мы имеем их, можно узнать из того, что, хотя вожди арабов любят вас, еретиков, больше, чем нас, едиыомысленных с ромеями, Сын Божий не позволяет им отнять у нас святые места[12]. Ясно, что мы суть [единственные] православные по сравнению с остальными верами.
4. И дерзая, я говорю еретикам: «Если есть на земле другая вера, более православная, чем вера нашей Святой Кафолической Церкви, то Бог неправильно сделал, вверив нам уже на протяжении семисот лет святые и священные места».
5. Когда мы часто изрекали еретикам такие слова, они [уже не осмеливались] открывать свои уста.
Преп. Анастасий Синаит, Вопросы и ответы, Пер. с греч., вступ. статья и коммент. А.И. Сидорова, М. 2015. C. 385-389.






[1] Ср. известное высказывание св. Григория Богослова: «Любомудрствовать о Боге можно не всякому, да! Не всякому. Это приобретается не дешево и нe пресмыкающимися по земле! Присовокуплю еще: можно любомудрствовать не всегда, не перед всяким и не всего касаясь, но должно знать: когда, перед кем и сколько. Любомудрствовать о Боге можно не всем, потому что способны к сему люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело. Для нечистого же, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу » (Cвт. Григорий Богослов. Слово 27, 3 // Святитель Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский. Творения. Т. 1. М., 2007. С. 328).
[2] Обозначение «человек простой» (ἄνθρωπος ἰδι ώτης) предполагает еще отсутствие серьезного образования и, соответственно, отсутствие навыка в диалектике и искусстве ведения споров. Но в христианстве это определение подразумевает и превосходство Божественной мудрости над мудростью человеческой: так, апостолы Петр и Иоанн названы в Деяниях (4:13) «людьми не книжными и простыми» (ἄνθρωποι ἀγράμματοι εἰσι καὶ ἰδιώται): таким же образом называется свт. Афанасием и преп. Антоний Великий в его Житии. В данном случае подразумевается «богонаученность» этих великих «простецов», которые превосходят всех «профессионалов», изощренных в светских науках.
[3] Детально этот диспут представлен в «Путеводителе» преп. Анастасия. См.: Anasiasiae Sinаitae Viae dux Ed. R.-H. Uthemann // Corpus Christianorum. Series Graeca. Vol. 8. Turnhout; Leuven, 1981. Р. 143-198.   
[4] Различные течения в монофизитстве. Из названных здесь главарей этих течений наибольшей популярностью пользовался Севир Антиохийский - самый выдающийся богослов монофизитов в начале VI века; Гаян представлял течение сторонников Юлиана Галикарнасского («афтартодокетов») и являлся одним из претендентов на Александрийскую кафедру в 535 году. См.: Болотов В. В. История Церкви в период Вселенских соборов. История богословской мысли. М., 2007. С. 396. Менее известен Варсануфий, о котором дважды упоминает преп. Анастасий в том же «Путеводителе» (Anastasiae Sinaitae Viae dux. P. 100, 105).
[5] Аналогичный аргумент используется в антииудейском трактате, приписываемом преп. Анастасию Синаиту (PG. Т. 89. Col. 1221). Он обычно значится среди сомнительных творений (dubia) его. Но не исключено, что автором этого трактата был все-таки преп. Анастасий.
[6] Это произошло в IV веке при торжестве так называемой «антиникейской реакции» в последние годы правления Константина Великого и в царствование Констанция. Подробно см.: Бриллиантов А . И. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 2007. С. 146-166.
[7] Скорее всего, преп. Анастасий пользуется исчислением Александрийской эры, согласно которой Христос родился в 5500 году. Собеседование православного мужа с монофизитами происходило тогда приблизительно в 6200 году этой эры, то есть в 708 году после Рождества Христова. О собеседовании он знал, видимо, из каких-либо источников — письменных или устных, поскольку, согласно современным исследователям, родился около 630 года.   
[8] В своих существенных моментах этот Вопрос повторяет Вопросы 68-69 основного текста, хотя здесь и добавляются немаловажные детали.   
[9] Свободная цитата из 1 Кор. 13:9-12. Согласно свт. Феофану, «Бог всегда сокровенен есть и пребудет; не зрят Его непосредственно и самые высшие существа, а только в проявлениях Его славы. Большего и совершеннейшего лицезрения Божиего не будет, как то, которого удостоятся верующие в лице Господа Иисуса Христа. В этом неизреченная к нам милость Божия. Он всячески хочет, чтобы мы узрели Его, но как прямо этому быть нельзя, то Он благоволил воплощену быть Единородному Сыну Божию, чтобы достойные могли зреть Бога в очах Его» (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкование Посланий апостола Павла. Первое Послание к Коринфянам. М., 1998, С. 490).
[10] См.: Gregorii NySseni Opera / Ed. W. Jaeger. Vol. 1. Leiden, 1960. P. 257-258. В то же время следует констатировать, что, согласно свт. Григорию Нисскому, определенное Богопознание доступно человеку: «Нет сомнения, что в сущность Божию разум проникнуть не может, но зато он постигает деятельность Божию и на основании этой деятельности получает такое познание о Боге, которое вполне достаточно для его слабых сил. По деятельности Божией в мире, например, человек знает о могуществе и премудрости Бога, об Его благости и справедливости, о неограниченности и о многих других свойствах, которые усматриваются нашим умом при изыскании следов Божества в явлениях природы и жизни. Но кроме этого, обыкновенного источника Богопознания св. Григорий указывает еще высший, особенный источник его в разумном созерцании и вере... По этому высшему пути Богопознания люди могут идти только после предварительного очищения себя от всякого греха, потому что нечистому нельзя усмотреть абсолютно Чистого. Этот путь Богопознания есть уразумение Бога человеком в самом себе, как в созданном по образу Божию» (Несмелов В. Догматическая система святого Григория Нисского. СПб., 2000. С. 154-155).
[11] Если первое имя связано с ересью несторианства, о которой много написано (см., например: Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 1. М., 2011. С. 178-199), то два следующих имени соотносятся с ересью монофизитства. Север (или Севир) - один из главных идеологов этой ереси, ставший патриархом Антиохийским в 512 году, до своей кончины в 538 году был главой течения в монофизитстве. О нем см.: Болотов В. В. История Церкви в период Вселенских Соборов: История богословской мысли. М., 2007. С. 395-404. По словам Л. И. Бриллиантова, выступление Севира, «давшего свое имя тому умеренному направлению в монофизитском учении, которое после него получило преобладание», составило «эпоху в истории монофизитства» (Бриллиантов Л. И. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 2007. С. 406). Что же касается «Иакова, то под ним, скорее всего, подразумевается Иаков Барадеус, который являлся неутомимым миссионером и «апостолом» монофизитства, который в период 542—578 годов сплотил и организовал это еретическое движение, создав во многом монофизитскую иерархию, конкурирующую в Сирии и Малой Азии с православной иерархией. См.: Frend W. U. С. The Rise of Christianity. Philadelphia, 1984. P. 847-848. Вряд ли здесь идет речь об Иакове Серугском - достаточно умеренном монофизитском писателе и богослове, который нe пользовался широкой популярностью среди монофизитов. О нем см.: Ортис де Урбина И. Сирийская патрология. М., 2011. С. 111-116; Chesnut R. G.Three Monophysite Christologies: Severus of Antioch, Philoxenus of Mabbug, and Jacob of Serug. Oxford, 1976. P. 6-7, 113-141.
[12] Здесь речь идет о тех православных, которые оказались на территории, захваченной мусульманами. Ср.: «После арабского завоевания патриаршества завоеванных провинций попали в руки монофизитов. Однако мусульманские наместники предоставили известные привилегии православному населению Сирии, Палестины и Египта, и спустя некоторое время православные патриаршества Антиохии и Александрии были восстановлены. Эти патриаршествa существуют и в наши дни. Арабский историк и географ X века Масуди утверждает, что четыре священные горы — “Синай, Хорив, Оливковая гора около Иерусалима и гора Иордана», то есть гора Табор, — оставались в руках православных. И лишь постепенно монофизиты и прочие “еретики”, включая мусульман, заняли у православных верующих места в культе в Иерусалиме и в святых местах. Иерусалим был позже, вместе с Меккой и Мединой, возведен в pанг священного мусульманского города» (Васильев A. A. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081 г.). С. 296).

Преп. Феодор Студит: Добрые воины Христовы
tauszev
isxcnikca.JPG

© Перепечатка иконы Христа в образе воина разрешена нам автором Д. Панаургисом.
Добрые воины Христовы

1) В духовной невидимой брани, с упованием небоязненное и воодушевленное противоборство врагу всегда одерживает победу: от таковых убегают враги. – 2) В брани еретической не следует вступать в общение с еретиками и поминать их: что я и запретил.

1. Хотя немощен я словом, как и делом; но нужда мне належит утишать вас и возбуждать духовно, сколько сил есть. Ибо если бьющиеся на войне с врагами имеют нужду в поощрении со стороны соратников: не тем ли паче вы, ведущие войну с невидимыми врагами, имеете нужду быть намащаемыми увещательными словами, и благонастрояемыми в духе; так как у вас брань не на один день, а на всю жизнь, и притом, если одержите победу, вам – неизреченный венец нетления, а если побеждены будете – вечная тягота посрамления безмерного? – Но не буди нам пострадать сие и посрамиться в уповании своем! Напротив, не усомнимся, что с Божией помощью одержим победу над дьяволом постоянным вниманием се6е и непрерывным противоборством врагу. Известно вам, что и обыкновенные воины, когда вступают в схватку, бывают в крайнем возбуждении, изменяются в лице и кажутся совсем иными, чем прежде; и в час тот не вспоминаются уже им ни жена, ни дети, ни родители, ни братия, и совершенно никто, но и ум их и сердце, как и тело все устремляется к борьбе. Таким же образом и мы, по внутреннему человеку, должны быть настроены, ни мало не страшась противников, но порываясь на них рвением и горя духом, как добрые воины Христовы. Враги наши, когда видят нас такими, отстраняются, не смея делать нападение; когда же видят, что в нас умаляется мужество, и ослабляется напряжение сил и внимание, тогда натягивают луки свои и изранивают душу стрелами, т.е. неуместными помыслами. – Но нам и в таком случае не следует отчаиваться, a скорее сознав оплошность, покаяться, и опять напрягши силы, вступить в борение неусыпное. – Так всегда.
2. Но ныне иная еретическая брань разлита по всей вселенной. И если хотите, поднимите очи ума вашего и увидите всю поднебесную, наполненную ранеными на сей брани. Ибо не только неверных еретиков, не только блудников и прелюбодеев и других, творящих подобные непотребства, забирает под власть свою змий; но и тех, кои безразлично относятся ко всем таким и вступают в общение с ними: так как верно слово, что касаяйся смоле очернится, и приобщаяйся гордому точен ему будет (Сир. 13, 1). По сей причине, хотя меня укоряют за то, я запретил православному поминать на священных поминаниях, и на Божественной Литурии некоего, притворявшегося православным и не перестававшего иметь общение с еретиками и еретичеством. Ибо если б он, хотя в час смерти исповедал грех свой и приобщился Святых тайн; то православному можно бы делать за него приношение. Но как он отошел в общении с ересью, то как можно вчинять такого в православное общение? – Св. Апостол говорит: чаша благословения, юже благословляем, не общение ли крове Христовы есть? Хлеб егоже ломим, не общение ли Тела Христова есть? Яко един хлеб, едино Тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся (1 Кор. 10, 16. 17). Судя по сему, приобщение еретического хлеба и чаши делает приобщающего принадлежащим противной православным части, и из всех таких причастников составляет одно тело, чуждое Христа. –Кое бо причастие правде к беззаконию? или кое общение свету ко тьме? Или кая часть верну с неверными? Или кое сложение Церкви Божией со идолы (2 Кор. 6, 14 – 16), как в другом месте взывает тот же Апостол. – Но о таковых плакать подобает; о тех из них, кои остались еще в живых, молиться, да дано им будет исторгнуться из сетей дьявола; о се6е же благодарить, яко избрал есть нас Бог во спасение во святыни Духа, и веры истины (2 Сол. 2, 13), чтоб поработать Ему в православной вере до настоящего исповедничества, за которое, если совершим его непорочно и безукоризненно, да сподобит Он нас небесного царствия Своего.

Преподобный Феодор Студит, Подвижнические Монахам Наставления, 330.

Ответ св. Афанасия Александрийского на вопрос относительно силы крещения.
tauszev

Mosaics_Portable__MG_7301-4.jpg

Крещение ап. Павла ап. Ананией. Арабская икона писана Иоанном Иерусалимским. Ок. 1700 гг. Ныне в церкви свят. Николая в Триполи (Ливан).

The Baptism of Paul by Ananias. Arabic icon, by John of Jerusalem, circa the 1700s A.D. Now it is at the church of St. Nicholas, Tripoli, Lebanon.

Однажды спросили св. Афанасия, папу Александрийского, можно ли считать, согласно вере и учению христианскому, крещенным того, кто, не веруя на самом деле и лишь притворяясь верующим, испросит себе крещение по каким — либо посторонним обстоятельствам? «Послушайте, — отвечал он, — что говорят старцы: когда была сильная смертность, многие без околичностей прибегали к св. крещению из страха смерти. Блаженному мученику Петру явился некто в виде ангела и сказал: «Доколе будете вы посылать сюда запечатанные мешки, но совершенно пустые, без всякого содержания внутри?» Поэтому, насколько можно заключить из слов ангела, носящие печать крещения, хотя бы и получили его в расчете на какое-либо благо, считаются крещенными».

Луг Духовный блаженного Iоанна Мосха, 198. Ответ св. Афанасия Александрийского на вопрос относительно силы крещения.

"Господи, почему Ты произвел [для нас] такого царя?: Потому что не нашел хуже [его]"
tauszev
Преподобный Анастасий Синаит.jpg

Вопрос 65. Если апостол говорит: существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13:1), значит ли это, что всякий начальствующий и царь назначен Богом?
Ответ

    1. Поскольку Бог в Законе изрекает: «Дам вам начальства по сердцу вашему» (Иер. 3:15)[1], то мы говорим, что те из начальствующих и царей, которые суть достойны таковой чести, назначаются Богом, а те же, которые по своему недостоинству являются негодными, поставляются либо по попущению Божиему, либо по Его воле для народа, заслужившего это. И внемли неким повествованиям, [говорящим] о таких [начальствующих].
    2. Когда царем стал тиран Фока
[2] и начал он производить известные кровопролития посредством палача Волоса[3], тогда некий затворник, [подвизающийся] в Константинополе, муж святой и наипростейший[4], имеющий многое дерзновение к Богу, словно к Отцу и искреннему Другу своему, обратился к Нему[5], в простоте говоря: «Господи, почему Ты произвел [для нас] такого царя?» И вопрошая так достаточно долгое время, он услышал глас, пришедший к нему от Бога: «Потому что не нашел хуже [его]».
    3. Другой случай: был в Фиваиде некий беззаконный город, в котором творилось много гнусного и чудовищного. И жил в этом городе некий негоднейший простолюдин
[6], который внезапно стяжал ложное сокрушение сердечное и, выйдя [из города], принял постриг и облачился в монашеские одеяния. Однако же дурные деяния [свои] он никоим образом не прекратил. Тем временем епископ этого города скончался. И некоему святому мужу является Ангел Господень и глаголет ему: «Выйди и приготовь город к тому, что во епископа будет рукоположен некто из простолюдинов». Муж тот вышел и исполнил повеленное ему. И таким образом [во епископа этого города] рукоположили одного простолюдина, точнее того простолюдина, [о котором речь шла выше]. Тогда начал он мысленно превозноситься и предаваться [всяким] мечтаниям. И предстал перед ним Ангел Господень, глаголющий: «Что превозносишься и чванишься? Ты стал епископом не потому, что достоин священного сана, а потому, что сам город достоин [только] такого епископа».
    4. Поэтому, возлюбленный [брат мой], когда ты видишь недостойного и дурного либо царя, либо начальника, либо архиерея, не удивляйся, но знай и веруй, что за беззакония наши мы преданы [во власть] такого тирана. Но даже тогда мы не воздерживаемся от зол и, пребывая в скорбях, творим лукавые деяния. Поверь моим словам: если сегодня удалятся от нас сарацины, то завтра же прасины и венеты
[7] восстанут и начнут резать друг друга. Либо возникнут нестроения на Востоке, в Аравии, в Палестине и многих других областях.

Преп. Анастасий Синаит, Вопросы и ответы, Пер. с греч., вступ. статья и коммент. А.И. Сидорова, М. 2015. C. 213-216.







[1] Так цитирует преп. Анастасий. В церковнославянском переводе: «Дам вам пастыри по сердцу Моему». Аналогично в тексте Септуагинты и в синодальном переводе. 
[2] Император Фока (602 — 610) вошел в историю Византии как один из самых худших государей. «Коренастый, небольшого роста, с широкой грудью и безобразным лицом, на котором виднелся шрам от старой раны, чернеющий, когда он раздражался, рыжеволосый, свирепый по характеру, грубый и резкий в обращении, лишенный всякого образования и совершенно неподготовленный своим прошлым к высокому положению. Фока не мог привлечь к себе расположение придворных кругов и населения столицы» (Кулаковский Ю. А.История Византии. T. III. СПб., 1996. С. 3). Свое царствование этот грубый солдафон начал с убийства предшествующего императора Маврикия и всей его семьи, о котором повествует Феофан Исповедник: «Сперва при глазах родителя убили пятерых сыновей его. чтобы растерзать сердце его убиением детей. Но Маврикий, с философским равнодушием взирая на несчастия, призывал Бога всяческих и часто возглашал: “Праведен ecи, Господи, н праведны судьбы Твои!” И так смерть детей была надгробной похвалой для отца, который оказал мужество в величайшем несчастии» (Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. Приск Пантийский. Сказания Ириска Панийского. С. 256).
[3] Вонос (Βώονοσος) — комит Востока при Фоке. О нем имеется сообщение того же Феофана: «Беспокойные евреи антиохийские производили восстание на христиан, убили Анастасия великого, патриарха Антиохийского, вложили в уста детородные части и, влачив его среди города, убили вместе с ним многих владетелей и сожгли их с домами. Фока назначил Воноса графом Востока и военачальника Коттона, и послал их против иудеев. Они с войсками напали на них, многих убили, другим отрезали крайние члены и выгнали из города» (Феофан Византиец. Летопись. С. 260). Восстание иудеев было вызвано попыткой Фоки насильственно крестить иудеев.
[4] Определение «простой» (ἁπλοῦς) в святоотеческой лексике обычно прилагается к Богу и иногда к Ангелам. См.: Lampe G .W. H. Op. cit. P. 187. Преп. Анастасий, применяя такое определение к подвижнику (ἁπλούστατος), подчеркивает его теснейшую связь с Богом.
[5] Стал как бы «судиться с Богом» (διεδικάζετ ο πρὸς Θεὸν). Это — признак «дерзновения по Богу» или особой доверительности с Ним (πολ-λὴν παρρησίαν), не перерастающей, естественно, в фамильярность.
[6] Так мы переводим понятие δημότης, которое может означать и члена какой-либо цирковой партии (см. ниже).
[7] Две главные (из четырех) партии в Византии, часто враждовавшие друг с другом; назывались эти партии еще «димами». По словам Ф. И. Успенского, «происхождение партий цирка скрывается в глубокой древности, как и происхождение самого цирка или ипподрома... Названия партий цирка, игравших весьма важную роль в больших городах Византийской империи, где были устроены ипподромы, перенесены также из римского цирка... Хотя прасины, венеты, левки и руссии известны были во всех городах, имевших ипподромы, тем не менее происхождение и значение этих названий забыто было весьма рано... Где цирк — там и партии, в том числе и с теми же именами. Где партии — там борьба димов, политическая интрига, бунт и опасные для правительства притязания». Политическое значение «димов» в Византии начинает падать с VII века, хотя они еще продолжают существовать. В целом же «в цирке и цирковых партиях намечаются представительства общественных классов, и в движениях и смутах, обнаруживающихся на ипподроме, по большей части таятся причины не частного характера партий цирка, а общего политического свойства, объясняющиеся недовольством народа и счетами его с правительством» (Успенский Ф. И.История Византийской империи VI -IX вв. 1996. С. 316—320). Интepecнo отметить, что «в VI веке особенным влиянием пользовались две партии: голубые (венеты), стоявшие за Православие, или халкидониты, как назывались приверженцы Халкидонского Собора, и зеленые (прасины), стоявшие за монофизитов» (Васильев A. A. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081 г.). С. 221). Стоит напомнить, что бунт этих партий, переросший в знаменитое восстание «Ника» в 532 году, чуть не стоил святому императору Юстиниану жизни и короны.

Преп. Анастасий Синаит: "Ведь Христос был Тем, Кто приходит ко всем..."
tauszev

Вопрос 64. Хорошо ли переносить, уезжая на чужбину, Святое Причастие в дарохранительнице или следует причащаться там, где встретится нам церковь?
Ответ

1. Всесвятому Телу Христову не наносится оскорбление тем, что его берут и всюду носят с собою. Ведь Христос был Тем, Кто приходит ко всем и, как я сказал, не оскверняется местом, но Его оскверняет [одна только] нечистота сердца (см. Мф. 15:17-20).
2. О том, что никто не имеет права вступать в [евхаристическое] общение со всяким [другим христианином] вне святой кафолической Церкви[1] научает нас апостол, говоря:  один Господь, то есть Истинный [Господь], одна вера (Еф. 4:5), то есть православная [вера][2], поскольку все прочие не суть веры, а являются смертями[3]. Ибо если мы, откинув собственную супругу, станем сожительствовать с другой [женщиной], то это будет не брак, а блуд. Тем более должны мы соблюдать целомудрие в отношении нашей святой и непорочной Супруги Христовой — Церкви[4].

Преп. Анастасий Синаит, Вопросы и ответы, Пер. с греч., вступ. статья и коммент. А.И. Сидорова, М. 2015. C. 211-212.





[1] В греческом тексте: ούδεὶς παντὶ κοινωνεῖν ἐξου σίαν ἔχει ἐκτὸς της ἁγίας καθολικῆς ἐκκλησίας. Эпоха и обширный ареал деятельности преп. Анастасия предполагал постоянный контакт с различного рода еретиками (несторианами, монофизитами, монофелитами), считавшими себя «ортодоксальными» христианами.
[2] «Букв.: благочестивая (ἡ εὐσεβής); «благочестие и «православие в святоотеческом словоупотреблении обычно являются синонимами.
[3] В греческом оригинале непередаваемая игра слов: οὐκ είσὶ πίστεις?, ἀλλὰ θνήσεις.
[4] Обычно у святых отцов говорится о Церкви как Невесте Христовой (см. Еф.5:23; 2 Кор. 11:2); данное же словоупотребление преп. Анастасия восходит, возможно, к Откр. 19:7. Оно неоднократно встречается и в «Шестодневе» — сочинении, которое, скорое всего, принадлежит преп. Анастасию Синаиту. См., например: «Anastasius of Sinai. Неxaемeron / Ed. by C. A. Kuehn and J. D. Baggerly. Roma, 2007. P. 360.

Въ день 14/27 Ноября совершаемъ память Юстиніана (565) и Ѳеодоры (548) царей греческих.
tauszev
Свв.прав.императоры Юстиниан и Феодора.в храм Рожд.Богородицы с.Подчерково Дмитров.

Икона из храма Рождества Богородицы с.Подчерково Дмитров.
МИНЕИ БОГОСЛУЖЕБНЫЯ (СЕНТЯБРЬ-АВГУСТЪ).

Въ тотъ же день [14 Ноября] совершаемъ память Юст(ин)іана и Ѳеодора(ы) царей.

Тропарь:

Дѣла́ми просія́вше правосла́вія, вся́кое угаси́вше злосло́віе, побѣ́дныхъ зна́меній носи́тели бы́ли есте́, благоче́стіемъ вся́ обогати́вше, це́рковь вельми́ украси́вше, досто́йно обрѣто́сте Христа́ Бо́га, да́рующаго мíру и ва́мъ ве́лію ми́лость.

А. Ивановъ. Греческій рукописный апостолъ, принадлежащій Предтеченской церкви въ г. Керчи. // «Записки Императорскаго Русскаго Археологическаго общества». Томъ I.  СПб.: Типографія Императорской Академіи Наукъ, 1886.  С. 165-166, 172-173.

http://osanna.russportal.ru/index.php?id=liturg_book.menaion_sept_aug.november_m1404

?

Log in